Школьные фобии. Почему они возникают и что с этим делать

Сын или дочь отказывается посещать школу, уклоняется от занятий – с такими проблемами нередко обращаются к психологам обеспокоенные родители, замечающие у ребенка постоянный страх перед школой. Однако связано ли его поведение с обычными прогулами?


Как проявляются школьные фобии


Прогульщик избегает школы, так как плохо или вовсе не выполнил задания, не хочет получить плохую оценку, письменное замечание в дневнике и наказание от родителей. Ребенок, страдающий школьной фобией, чувствует себя в безопасности в домашней обстановке, с родителями, а в школе испытывает тревогу. Такие дети часто ведут себя неуверенно, очень чувствительны и эмоционально ранимы. Порой сама мысль о школе вызывает у них панический страх, истерику или физическое недомогание.

Школьные фобии. Почему они возникают и что с этим делать


К основным признакам школьной фобии можно отнести:


• частые боли в животе либо другие симптомы, такие как запор, диарея, слабость, головная боль, тошнота или рвота, которые не связаны с каким-либо физическим заболеванием;
• сильная привязанность к родителям и нежелание покидать их или дом, приступы плача или гнева, когда ребенок вынужден какое-то время быть без них;
• боязнь темноты или одиночества;
• трудности с засыпанием, кошмары;
• частые опоздания и пропуски определенных школьных занятий без уважительной причины, проблемы с успеваемостью и посещаемостью в целом


Однако эти проявления — не симуляция, как у прогульщиков. Дети действительно плохо себя чувствуют, хотя за этим не скрывается физических заболеваний или нарушений. Это скорее стрессовое состояние, вызванное у ребенка школой.


Причины детского страха перед школой


При возникновении подобных симптомов, необходимо задуматься о школьной и домашней атмосфере, а также их возможной взаимосвязи со школьной фобией. Важно понимать, что причина, по которой один ребенок боится посещать школу, может сильно отличаться от причин школьных страхов у другого ученика.


Способствовать данной фобии могут следующие внешкольные факторы:


• переезд;
• развод родителей;
• разлука или смерть близкого;
• тяжелая болезнь;
• длительное отсутствие из-за болезни;
• финансовые трудности в семье;
• депрессия;
• психологическое давление и чувство постоянного контроля со стороны родителя;
• гиперопека;
• тревожность родителя, усиливающая у ребенка ощущение опасности окружающего мира и т. д.


Школьная среда нередко провоцирует страх критики, насмешек, конфликтов с одноклассниками или учителем, каких-либо наказаний, связанных с поведением ученика. Эти реакции возникают у детей, которые плохо обучаются, не могут писать, читать или стесняются петь, заниматься физкультурой, есть на переменах, стыдятся своей внешности (одежды, веса, роста), стали постоянной мишенью для шуток или издевательств в школе и т. д.


Как помочь ребенку


Первые проявления могут быть едва заметными, но со временем усугубиться. Поэтому, осознав, что ребенок не может адаптироваться в школьной среде, нужно постараться решить проблему вместе с классным руководителем или школьным психологом. Иногда, достаточно внимательно выслушать ребенка, понять его трудности и вместе скорректировать его поведение. Но если время упущено и фобия глубоко укоренилась, например, когда ребенок не посещает уроки больше 2-3 месяцев, может понадобиться психотерапия.


В большинстве случаев помогают индивидуальные или групповые занятия музыкой, танцами, рисованием, различными видами спорта и т.д. Они дают ребенку необходимую практику и, как следствие, чувство уверенности. Не последнюю роль здесь играет и родительская поддержка, вселяющая веру ребенка в то, что он справится, а если что-то не получится, его все равно будут любить.

Оцените статью
Не для галочки, а для друзей
Добавить комментарий

Рубрики: