Не сразу ваш первоклассник сообразит, что домашнее задание — это теперь надолго. Этот вид самостоятельной работы он будет осваивать постепенно. Первые несколько месяцев он будет «въезжать» в это, а потом или смирится со своей судьбой, или будет бездельничать, лениться, или у него появится гипер-ответственность за выполнение домашнего задания. Насколько здоровым будет отношение к этому у вашего ребенка, во многом зависит и от вашей позиции.
Важные моменты:
На первом этапе помощь родителей при выполнении домашних заданий обязательна. Почему? Это новый вид деятельности для ребенка. Он пока не чувствует уверенности в его выполнении. Нельзя бросать детей на амбразуру неизвестного и говорить: «Иди! Ты можешь! Мы верим в тебя»
Сам ребенок вряд ли самостоятельно будет садиться за уроки. Нужно его приучать к этому. Подзатыльники и крики «Марш за уроки!» Вряд ли разбудят интерес к обучению. Важно, чтобы ребенок отдохнул после школы. И занялся каким-то своим любимым делом! Ведь он еще не наигрался. Пусть получает удовольствие! Постепенно нужно вводить его в круг обязанностей ученика. Нежелательно обрывать детскую игру слишком быстро, иначе он воспримет это как «давление» и будет сопротивляться.
- Если ребенок не может быстро выполнить домашнее задание, предлагайте ему свою помощь. Но не выполняйте за него. Подталкивайте его к правильному ходу работы, но решение он должен найти сам! Правильный результат, найденный самостоятельно, всегда вдохновляет.
- Начинайте с самого трудного: для одних — это письмо, для других — математика, для третьих — чтение. На закуску оставьте то, с чем ребенок прекрасно справится сам и что ему больше всего нравится: рисование, лепка, аппликация. Закончить дело с уроками важно на позитивной ноте!
- Лучшее время для выполнения уроков — от 16 до 17 часов. Ребенок уже отдохнул, поиграл, побывал на свежем воздухе. Он готов воспринимать новую информацию. Уроки ближе к вечеру, перед сном, теряют свою эффективность, на них тратится больше времени.
Что делать, если выполнение домашних заданий затягивается до ночи, если ребенок не справляется, очень устает, не тянет и т. д.? Сначала, нужно успокоиться самим родителям (или тому, кто делает с детьми уроки). Если вы чувствуете, что внутри уже все закипает, лучше отойти в сторону. Пусть займется этим делом кто-то более спокойный в этот момент.
У многих родителей «сдают нервы», пока их чадо мусолит уроки. Возможно, вы имеете определенные ожидания успешности ребенка, и они завышены. Если он не справляется, появляется недовольство родителей. А у ребенка — чувство вины и неуверенности в себе. В этом случае помогать детям нужно больше. Не забывать их хвалить!
Каждый маленький, незначительный (с точки зрения взрослого) успех в деле будет для вашего школьника настоящей победой! Если дела совсем плохи, и вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к вашему учителю или психологу.
Есть золотое правило, которое было описано знаменитым психологом Л. С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития». Сегодня мы делаем что-то новое с ребенком вместе, а завтра он уже способен справиться с этим сам.
Исследования показывают, что мелкая моторика — есть очень важной для учебного процесса, и формируется у детей только до 8 лет. Поэтому проблемы с письмом в школе часто объясняются не развитой моторикой. Важно диагностировать это еще до поступления в школу и отдавать малыша в школу не с 6, а с 7 лет.