Как вырастить успешного ребенка

как воспитать уверенного ребенка

Чего не хватает для полного счастья?

Из кухни доносится грохот и звон: Бум! Блямс! Дзынь! Не пугайтесь – это малышка дочка помогает печь пироги. Вся кухня и сам повар в муке, кусочки теста лягушками скачут не только по столу, но и по табуреткам и даже по полу. Варенье расположилось уютным озерцом ровно посередине стола, а в нём плавает куколка Танечка, а две ложки уже фехтуют друг с другом и совсем забыли о своих обязанностях. Знакомая картина? Умилительно, но трудоёмко для мамы – ведь всё это придётся убирать, а самому повару не помешает принять ванну! Да, ведь и сами пироги нужно доделать – чуть не забыли! Но ведь главное — весело. Или всё-таки весело – это не главное? На шум пришла бабушка и с улыбкой покачала головой: «ой, баловство какое!» Баловство? Интересное мнение. Попробуем рассмотреть два взгляда на трудовое воспитание и развитие самостоятельности малышей. Тем более, что цель у обоих способов одна: вырастить уверенного ребёнка, способного принимать решения и действовать.

Взгляд первый, современный

Малышу 3 года. Примерно в этом возрасте (чуть раньше, чуть позже) ребёнок начинает активно проявлять свою самостоятельность. И в это же время становится первым маминым помощником. Современные специалисты советуют не мешать этому процессу. Давать возможность проявлять инициативу, не «бить по рукам», навязывая правила и стереотипы, не говорить ребёнку, что он ещё мал для чего-то, давать возможность исследовать вещи и явления (только безопасно для здоровья!). И, главное, играть вместе во всё вокруг, потому что именно в игре ребёнок познаёт мир, от игры нужно получать удовольствие! Такой подход требует терпения, порой выдержки и большого количества времени. Пусть кухню надо будет отмывать дольше, чем пеклись пироги, пусть разобьётся дюжина тарелок – купим новые, зато ребёнок получает удовольствие от процесса.

Такой подход развивает самостоятельность? Да. Нестандартность мышления? Пожалуй. Дарит радость и удовольствие малышу? Конечно. Самостоятельность, нестандартность, юмор – это качества уверенного человека? Несомненно!

Но у каждой медали есть обратная сторона, есть ещё важные качества, которые отличают уверенного человека, но которые остаются «за бортом».

Понаблюдаем за юными помощниками. Просеивать муку через сито – весело, а вот ждать, пока мама её размешает – скучно, поэтому будем пока просеивать муку на стол и рисовать на ней пальчиком. И порой выходит так, что теряется цель самого дела – мы печём пирог ДЛЯ ВСЕХ– и на первое место выходит развлечение и забава ДЛЯ СЕБЯ. Радость от процесса подменяется совершенно другими впечатлениями! Умение ждать, умение не отказаться от того, что неинтересно, а заинтересовать себя, увидеть перспективу – тот самый желанный результат – очень ценное качество.

Наблюдаем дальше. В нашем способе совершенно нет места для уважения к вещам и продуктам. А почему бы и нет? Да, не стоит делать себя рабами вещей, но и не уважать их тоже неразумно – это частичка НАШЕГО дома, в душевном понимании этого слова, это воплощение чьего-то труда и времени. Да, продукты и утварь – это средство. Но для чего? Для развлечения или для созидания? Это не говоря о труде и времени мамы, которой скорее всего потом достанется вся уборка.

Вот как вместе с этой лёгкостью и радостным творчеством привить и такие важные для становления личности вещи? Может, опыт наших бабушек чем-то будет полезен?

Взгляд второй. Из недалёкого прошлого

По-другому приучали к самостоятельности и труду детей раньше в деревнях. В большой семье, где появление младших детей было естественно, как воздух, где помощь ребёнка была реально нужна и важна, это происходило почти само собой.

Доверяли малышу помогать рано, но по силам. Тезис «я пока не могу это сделать» ни в коем случае не унижает и не оскорбляет, потому что главное слово тут – ПОКА. И ребёнок стремился дорасти, изо всех сил старался, чтобы доверили что-то посложнее. Это приучало к умению рассчитывать свои силы.

Для начала обращали внимание на точное следование «инструкции», а потом уже приветствовали инициативу. Работа – это ведь не только самовыражение, но и возможность почувствовать себя причастным к общему делу. Трудиться вместе, отвечая за «свой участок», приучало к умению играть по правилам, не только по своим! К тому же опыт, передаваемый от поколения к поколению, от бабушки к маме, а потом к внучке, всегда воспринимали трепетно.

С уважением относились к детскому труду, все орудия труда – лопату, грабли, косу, метлу — делали не тяжёлыми и специально по росту каждого члена семьи. Чтобы работать было удобно, чтобы ребёнок мог делать это действительно хорошо и качественно. Это приучало к ответственности.

Никогда не ругали за оплошности, в случае чего помогали убирать последствия, но относились к ситуации без умиления. И ребёнок без ущерба для своей психики и безо всякого страха спокойно воспринимал инцидент именно как ошибку, которую он постарается в следующий раз не допустить. Отличное качество – замечать свои ошибки и относиться к ним адекватно.

Слишком серьёзно? Возможно. Зато НЕ ПОНАРОШКУ. А ведь дети очень тонко и точно чувствуют всё ненастоящее и специальное. И к тому же опять-таки – все вышеперечисленные качества идут в копилочку уверенного человека, способного не только совершать поступки, но и отвечать за них! Стало быть, в цель!

С какой стороны смотреть на этот вопрос, и какой путь выбирать – решать нам, родителям. Истина в гармонии и… в родительском чутье!
Автор: Юлия Белка

Что нужна знать о прививках

Устраняем прививочные последствия- выводим ртуть

Оцените статью
Не для галочки, а для друзей
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Юляяяя! Вот оно, то самое, что у меня где — то внутри сидит, чувствую, но выразить не могу! Как же точно то всё! И про уважение к продуктам, и про труд детский! На 200 процентов согласна с тобой! Вот умеешь ты написать так, что прямо мурашки по коже! А насчёт орудий труда детских — тоже столкнулись с такой проблемой, пришлось немного самим повыдумывать….

  2. Аноним

    И я хочу поблагодарить Юлю за такой чудесный пост — здесь самая соль написана!
    Вспоминаю случай из моей мамочной уже жизни. Когда у старшего сына на родительском собрании (было это в пятом или шестом классе) зашел разговор об уборке класса, родители все кричали о том, что они лучше наймут кого-то, кто будет мыть в классе, чем дети будут это делать самостоятельно. Причем, наша учительница, уговаривала, что вся уборка будет проходить под её неусыпным наблюдением, (а она у нас женщина очень ответственная, если не сказать больше!), что это отличный момент трудового воспитания. Родители были непреклонны….Мои заявления о том, что они уже достаточно взрослые, чтобы убирать за собой (тем более, сорить меньше, значит, будут), встретили такое бурное негодование! Поэтому пришлось отступить. Впрочем, у нас в семье с трудовоспитанием полный порядок;-) Поэтому не переживаю. А вот сейчас знаю, куда отправлять, в случае чего;-)
    Еще раз благодарю!

  3. Аноним

    Отличная статья! Вот насчет орудий труда очень отозвалось — этой весной дети так рвались копать огород и посадить собственные клумбы, но взрослые лопаты им не под силу, а маленьких — настоящих! — мы нигде не нашли. Неужели так все запущено? Неужели боятся, что детей замучают непосильным трудом? Между тем еще мой муж помнит, что у них в школе были именно такие маленькие садов-огородные инструменты, они обрабатывали свой подсобный огород.
    Еще мысль об уважении к продуктам очень понравилась, об этом мы частенько забываем, ставя развлечение на первый план.
    Спасибо!

  4. Аноним

    Честно: не понимаю, почему здесь не 250 комментариев с радостью и благодарностью. Бесконечно признательна автору — помогла вынырнуть из двух потоков, источники которых никак до конца было не осознать. Считаю этот материал очень важным и очень полезным, очень хочется ему крылышки приделать.

Рубрики: