Внимание — один из важнейших психических процессов. Оно находится в тесных дружеских связях с памятью. Умение концентрировать свое внимание в несколько раз повышает эффективность любого занятия ребенка. Это залог его успеха не только в учебном процессе, но и в многогранном жизненном пространстве.
Внимание разделяют на три типа:
1.Непроизвольное. Этот тип внимания характерен для детей дошкольного возраста. В пять лет ребенок обращает свое внимание на то, что является новым, необычным, ярким, интересным.
Если ребенок аудиал (его ведущий канал информации — слух), то обращать внимание он будет, прежде всего, на звуки. Если ребенок визуал (его ведущий канал информации — зрение), его привлекают реальные образы и картины мира. Если он кинестетик (его ведущий канал информации — прикосновение), он концентрирует свое внимание на том, что можно потрогать и погладить.

Произвольное внимание начинает формироваться у детей до 6-7 лет. Происходит этот процесс постепенно. Чем больше информации поступает, тем больше произвольного внимания необходимо. А для его тренировки нужны сила воли и внутренняя установка «надо» вместо «хочу».
Далеко не все дети готовы к волевым усилиям. Особенно это актуально с началом школьной жизни. Успешность ребенка в учебном процессе во многом зависит от «зрелости» его внимания. Чем выше мотивация в обучении, тем интенсивнее развивается произвольное внимание у ребенка.
2.Произвольное внимание. Когда ребенок сказал себе «надо!». Он фокусируется на каком-то занятии. Возможно, в начале это занятие кажется ему неинтересным. Однако, когда что-то начинает получаться, ребенок испытывает радость и удовольствие от результатов работы. Он уже не замечает ни времени, ни пространства вокруг. Он захвачен, вдохновлен, включился в творческий поток, погрузился в дело с головой. В этот период «на автомате» включается произвольное внимание, без напряжения и старания.
Внимание характеризуется рядом свойств:
1. Устойчивость. Когда ребенок выполняет какое-то задание, внешние раздражители просто наваливаются со всех сторон, «соблазняют». А если еще и занятие не нравится… Ребенку трудно сохранять сосредоточенность на одном предмете длительное время. Чем он моложе, тем менее устойчиво внимание. Малыш может сохранить его на короткие моменты и сразу отвлекаться.
2. Объем. Объем внимания — способность удерживать внимание на нескольких объектах одновременно в течение короткого времени. Пятилетнему ребенку это пока делать сложно. Он должен отрабатывать навыки удержания внимания на одном предмете, а затем — на нескольких.
3. Переключение. Это свойство просто необходимо ребенку, когда он идет в школу. Навыки сознательного переключения внимания с одного предмета на другой развиваются ежедневно за школьной партой. Большинство образовательных систем построено на принципе переключения внимания ребенка. Так информация усваивается лучше.
4. Распределение. Помните знаменитого Юлия Цезаря, который мог заниматься несколькими делами сразу? Далеко не всем это удается. С возрастом у ребенка расширяются навыки распределения внимания.
Для тренировки устойчивости внимания необходимо обеспечивать спокойную атмосферу вокруг ребенка. Например, когда он выполняет уроки, выключаются музыка, телевизор, закрываются двери в комнату (чтобы запахи и разговоры не отвлекали). Обязательно делаются перерывы каждые 10-15 минут!