Как правильно общаться с ребенком — золотые правила

доверительные отношения с ребенком

О доверительных отношениях с ребенком 

или как правильно общаться с детьми

«Как дела?» — почти каждый свой разговор с кем угодно мы начинаем с этих слов. С друзьями, с приятелями, с коллегами, с близкими людьми и со своими детьми тоже. На этот простой вопрос, даже если он наполнен вниманием и участием, ответить не так-то просто, если, конечно, отвечать всерьёз и по-честному. Он слишком общий, абстрактный, ни про что. К тому же часто это просто дежурный вопрос, проявление вежливости и только – невозможно не почувствовать это. Но во взрослой среде так принято — как правило, этот вопрос совершенно не требует развёрнутого ответа, порой даже лучше, если его нет.
— Как дела?
— Хорошо! Лучше всех! Нормально. Ничего. Или даже совсем коротко: «О кей!» Что ж… Какой вопрос, такой и ответ. А как быть, когда действительно хочется узнать – да что там хочется, очень нужно узнать! – что происходит в жизни человека, о чём он думает, что его тревожит и радует, чем он дышит? Что делать, когда речь идёт о родном человеке, о своём ребёнке и важно понять, как у него дела в школе? В таком случае этот вопрос совершенно не подойдёт. Скорее всего, дети на него не ответят или ответят совсем не так, как хотелось бы родителям. «Как дела в школе?» — «Нормально» — и всё. И не потому что они не доверяют родителям, хотя и это бывает. Не потому, что не могут сформулировать свои мысли или с ними ничего не происходит – впрочем, случается и такое. Просто детская память устроена изысканно и прихотливо. Дети цепко запоминают удивившие их мелочи и могут забыть что-то важное (потом они, конечно, вспомнят, но – потом). Дело в том, что дети способны быстро переключаться, гораздо быстрее, чем взрослые: смех и слёзы, удивление и скука, печаль и радость сменяют друг друга в течение дня подобно петербургской погоде. К тому же не всегда восприятие родителей, их понятие о том, что важно, совпадает с ощущениями ребёнка. Его может зацепить какая-то мелочь, ускользающая от нашего взгляда, а то, что кажется нам интересным, может оставить абсолютно равнодушным. Поэтому спрашивать школьника «в лоб» как у него дела бессмысленно, скорее всего, ответ будет формальным. А как спросить? Предлагаем вам несколько вариантов. Будем учиться задавать вопросы своим детям.

ТРИЗ – теория решения исследовательских задач – считает, что гениальных людей объединяет одно – пережитая в детстве встреча с чудом, момент огромного удивления. Что такое гениальность и кто такие гении – это отдельный вопрос, и он не обсуждается сейчас. Но абсолютно каждый ребёнок обладает великолепной способностью удивляться. Поэтому поставим вопрос таким образом: не «как дела?», а «что самого удивительного произошло с тобой сегодня?». А ещё лучше начать с себя и рассказать ребёнку о своём удивлении и открытии сегодняшнего дня. Так ему будет легче и комфортнее включиться в доверительный разговор и поделиться в ответ своим чудом. Важно выбрать момент, вопрос должен быть естественным, не специальным. Любой «допрос» неминуемо будет разоблачён.

Ещё один нюанс: дети – народ эмоциональный, они не только чувствуют, но и мыслят эмоциональными категориями. Значит, и вопросы должны быть соответствующими. Не «что было на обед?», а «что было самым вкусным (или невкусным)?». Не «что вы делали на математике?», а «что было самым интересным на уроке?». «Что тебя разозлило (рассмешило, озадачило) сегодня?», а не банальное и пустое «как дела?».

Можно узнать ответы на волнующие нас вопросы, даже не спрашивая ни о чём. Великий учитель Игра поможет нам в этом. Стоит только присмотреться и прислушаться к игре малыша, и мы обязательно узнаем что-то интересное – новые слова, фразы, интонации. Если тактично и ненавязчиво присоединиться к игре, тогда открытий будет ещё больше.

А вот ещё вариант: нестандартные вопросы-задания, сами по себе похожие на игру, могут немало рассказать внимательному родителю. Например, вот такая задачка: «вспомни три случая, когда тебе был нужен сегодня карандаш». Или: «вспомни самое странное слово, услышанное тобой сегодня».

Узнать, как у ребёнка дела в школе могут помочь книги, их совместное чтение и обсуждение — поиск параллелей событий из книги с происходящими событиями в нашей жизни. Например, в «Сказке о малярной кисти» есть поразительная вещь – волшебная резинка, способная стирать всё, что угодно. Вот тут самое время задать вопрос: «А ты бы хотел, чтобы у тебя была такая резинка? Что или кого бы ты ею стёр?»

Воспоминания о детстве… Тоже, кстати, возможность вызвать ребёнка на искренний разговор. Рассказываем о себе – что больше всего любили в школе; во что и как играли на переменке; какой уголок в школе был самым любимым; какие проказы совершали, не боясь показаться смешным или глупым, не приукрашивая себя и относясь к своим поступкам с добрым юмором. Быть с ребёнком «по одну сторону баррикады» — хороший способ слышать и быть услышанным.

И напоследок простой, но не пустой вопрос. Он важнее оценок и вкусной еды, усвоенных знаний и шалостей, учительских претензий и хорошего почерка: «Кому ты сегодня помог? А кто помог тебе?»
Автор: Юлия Белка

Оцените статью
Не для галочки, а для друзей
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Замечательная статья! спасибо автору!!!

Рубрики: