Почему дети «не слышат» родителей?

Почему дети не «слушаются»?

Солнце уже катилось на закат, а горох с сухим треском всё отскакивал и отскакивал от стены и с бесстрастным стуком рассыпался по полу… Нет-нет, со мной всё в порядке! Просто хотелось найти хоть каплю юмора в унылой картинке – иллюстрации одной из самых знаменитых материнских поговорок: «как об стенку горох». Вот только честно, приходилось так вздыхать о своём чаде? Приходилось! Наверное, каждая мама хоть раз в своей жизни произносила эту фразу, в сердцах ли или как результат бесплодных размышлений. Почему наши дети нас не слышат, не желают слушаться?

И правда – почему? Этот вопрос задают себе мамы ребятишек разного возраста. Иногда простой и ясный ответ лежит на поверхности. Очень может быть, что маленький (или даже не очень маленький) упрямец – вовсе не упрямится, а просто не слышит нас буквально, чисто физически, хотя со слухом у него всё в порядке. Отчего? Вот далеко не полный список вариантов. И до смешного простых методов решения ситуации.

«Счастливые часов не наблюдают!»
А увлечённые не наблюдают вообще ничего вокруг! Часто ребёнок настолько увлечён игрой, занятием, наблюдением, размышлением, что на самом деле не слышит ничего вокруг, в том числе и двадцать пятого маминого приглашения к обеду. Золотые благословенные мгновения! Если возможно, не прерывайте их! Но иногда выбора нет, и приходится возвращать ребёнка в реальность: деликатно, внимательно, тонко. Ненавязчиво включившись в игру, нежным прикосновением, контактом «глаза в глаза».

К слову о зрительном контакте: ребёнок гораздо ниже ростом, чем взрослый, он физически находится на другом «ярусе» и не всегда воспринимает реплики из «верхнего мира». В такой ситуации нужно просто «спуститься этажом ниже» и найти своим взглядом эти бездонные глазки, вот и всё!

Также долой многословие и продолжительные «пиления» и «проработки»! Ребёнок не в состоянии удерживать внимание на чём-то одном слишком долго, а если это ещё и не очень приятно, то и вовсе. Больше двух-трёх минут наших нотаций ему не вытерпеть при всём желании! И наша пламенная речь, наполненная красноречивыми гиперболами и метафорами, рискует остаться неоценённой отпрыском. Поэтому все замечания и пожелания лучше выражать в ясной и лаконичной форме – соответственно возрасту и развитию. Но, не забывая, однако, о ежедневной работе над ребёнком – о приобретении им навыка удерживать своё внимание, воспринимать на слух длинный и не всегда буквальный текст.
Мамы, усыновившие достаточно взрослых детей – ребят школьного возраста — делятся таким наблюдением: эти дети способны воспринимать только короткие односложные фразы-поручения, и им стоит большого труда научиться в этом смысле большему. Так что без фанатизма: мы просто в общении с ребёнком берём на заметку, что наш малыш пока уступает нам в способности удерживать внимание, но каждый день развивается в этом направлении.

Не убранная кровать, грязь в тетради, порванные колготки, замечание в дневнике, и вот не купленный к обеду хлеб оказывается последней каплей: на голову ребёнку сыпятся все его «грехи» за последнее время. Всё справедливо, и мамины эмоции можно понять, но этот «глас вопиющего в пустыне» малопродуктивен. Не стоит смешивать в кучу несколько претензий или поручений! Помните детский стишок? Мама, уходя в магазин, дала своему сыну Лемеле несколько поручений. И он все их выполнил, но… перепутал всё, что можно: дрова вымыл вместо тарелок, а тарелки разбил топором вместе дров и так далее. Мама, само собой, расстроилась, когда пришла. Но если бы она дала поручений чуть меньше, да ещё бы и уточнила их очерёдность, её сыну было бы значительно легче! А так вышел казус: «сестрёнка, тарелки, петух и дрова… У Лемеле только одна голова!»

А ещё детский организм, к счастью, обладает замечательной способностью «выключаться» и не слышать сердитого крика, а если крик ещё и в привычку вошёл, то, как делилась своими ощущениями девочка Динка из одноимённой повести В.Осеевой, ребёнок слышит только интонацию: «бу-бу-бу». Так что… выводы, пожалуй, очевидны.

Вроде бы не такая уж и печальная картинка, как вам кажется? Но что делать, если «глухота» ребёнка к нашим словам – это позиция, протест или… привычка? Где искать решение, когда маленький человек транслирует всем своим существом тезис «не хочу тебя слушать»? Сколько тут пищи для размышлений! Сигнал, серьёзный сигнал какого-то неблагополучия. Невозможно не зная ситуации в рамках небольшой статьи исчерпывающе ответить на эти вопросы. Одно бесспорно: начинать все изменения нужно с себя, с родителя. И, ожидая быть услышанным, важно суметь услышать самому – какое слово этого послания ключевое? НЕ ХОЧУ слушать? А чего хочу? Вообще ничего не хочу? Так не бывает. Хочу, и очень хочу – доверия. Возможно, пришло время выйти на качественно новый уровень общения с ребёнком, такой, где больше взаимного доверия и, как следствие, ответственности.
«Не хочу ТЕБЯ слушать», – щедро приправленный горьким соусом пренебрежения и во многом надуманный конфликт отцов и детей. Напролом нельзя. Остаётся набраться терпения, ждать и внимательно наблюдать. А кого хочется слушать? Что это за голос, а? Хорошо, чтобы в конце концов юный человек услышал бы себя настоящего. А пока родителю остаётся ждать, верить и быть интересным самому себе и, возможно, кому-то ещё.
«Не хочу тебя СЛУШАТЬ». Хочу действовать – бежать, лететь, стремиться, спешить и опаздывать, набивать свои шишки и носить в кармане свои собственные грабли! К чёрту опыт прошлых поколений! «Я», «моё», «сам» — это уже было в 3 года. Это проходит. У всех. Абсолютно у всех.
Только этот жизненный период сложнее переживается теми детьми, чьи родители не смогли в раннем детстве создать естественную гармоничную систему иерархии в семье, научить ребёнка терпеть, ждать, уступать, чувствовать других. И либо стали для своего ребёнка авторитарными диктаторами, либо наоборот — «равным другом», своим в доску парнем, а не родителем, в доброй, любящей, направляющей руке которого так нуждается ребёнок.

Хочешь быть услышанным – учись слушать сам. Добрый совет и родителям, и детям. Простая и такая очевидная истина, но бесконечно трудная в своём воплощении. Но ведь дорога начинается под ногами идущего — осилим! Пусть стены непонимания и неслышания тают, как льдинки. Пусть монологи прорастают друг в друга и становятся диалогами. И… пусть не сыпется сухой, равнодушный и бесстрастный горох!
Автор: Юлия Белка

Оцените статью
Не для галочки, а для друзей
Добавить комментарий

Рубрики: