О занятиях в кружках и не только…

в какие кружки отдать ребенка

Как подобрать ребенку хобби?
Вот интересно, сколько существует центров развития ребёнка даже в самом маленьком городке? Такое впечатление, что они есть на каждой улице, и число их постоянно растёт, как грибы после дождя. А ведь есть ещё традиционные дворцы творчества и пришкольные кружки, секции и студии. Конечно, это не может не радовать – выбор огромен, на любой вкус. Казалось бы — выбирай то, что по душе и занимайся с удовольствием! Вот только почему-то не всегда занятия ребёнку в радость. Буквально после пары уроков чадо хмурится, казалось бы, огромное желание заниматься гаснет на глазах, и дело заканчивает тем, что ребёнок отказывается ходить в кружок. Почему? Что случилось? Кто виноват – педагог, ребёнок, родители или просто так сложилось? Что делать – настаивать на продолжении занятий или нет? А если такая история повторяется с завидной регулярностью? Мы попробуем сейчас разобраться в этих вопросах и составить что-то вроде памятки для родителей – как себя вести и что делать, чтобы занятия ребёнку доставляли радость, приносили пользу, и как избежать разочарований в этом деле.

Есть счастливые родители, у кого такой проблемы даже не возникает. Их дети занимаются во всех кружках сразу, им везде интересно и, как следствие, практически везде они преуспевают. Родителям остаётся только радоваться успехам и переживать только за то, чтобы ребёнок не слишком утомился. Но, кажется, что такие дети и не устают вовсе. Идеальный вариант.
Есть ребята, у которых увлечения меняются достаточно часто. Они ищут то занятие, которое действительно бы было им по душе. Иногда эти поиски мучительны и длятся годами. Что ж, тоже неплохо. Когда же попробовать всё «на вкус», если не в детстве?
Есть дети с мечтой. Они выбирают себе занятие раз и навсегда, они знают, чего хотят и идут к своей цели. Такие ребята (и их родители тоже), бесспорно, заслуживают уважения. Но всё же ранние занятия всерьёз – спортом, музыкой, балетом — это палка о двух концах. Далеко не всем они подходят. Такое «серьёзное» детство позволяет научиться работать, добиваться результата, развиваться в любимом деле, но в то же время сужает диапазон деятельности, а порой и лишает выбора – бывает и так, что в какой-то момент и рад бы бросить, но жалко потраченного времени и сил. Всегда ли это нужно? Очевидно, что не всегда и не всем. Для такого серьёзного настроя нужен очень увлечённый ребёнок, влюблённый в своё дело, как минимум способный – что тоже немаловажно. Мы всё-таки говорим сейчас, скорее, об увлечениях, и о той радости, которую по идее они должны доставлять.

И вот он, четвёртый вариант. Ребёнку не нравится и не интересно. Вроде бы обычное дело – со всеми такое иногда бывает. Но вот состоялся поход в очередную студию, и снова та же песня: «скучно, не интересно». Ведь идёт на первый урок с удовольствием, но очень быстро пыл остывает и приходится отказываться от занятий. И всё повторяется сначала снова и снова. Тревожный сигнал, требующий вдумчивой и внимательной работы и размышлений. Возможно, дело в нашем родительском настрое, а, может быть, свои первые ростки в ребёнке пускает душевная лень — желание постоянно потреблять и развлекаться.

Итак, чем мы можем помочь ребёнку, как поддержать, как выбрать кружок по нраву и не превратиться в «мотылька», перелетающего на следующий цветок при первых трудностях.

1. Кто-то когда-то сказал, что учиться детям нужно играя и получая удовольствие. По большому счёту он прав, но этот клич взрослые подхватили настолько рьяно, что он раздулся до неимоверных размеров, как воздушный шарик. И теперь они (взрослые) стремятся перещеголять друг друга в искусстве развлечения детей, порой подменяя понятия «увлечение» — «развлечением», а «интересно» превращая в «весело». Развивающие центры можно понять – конкуренция большая, нужно как-то привлечь к себе учеников, но ведь и родители часто настраивают достаточно большого ребёнка именно так: «там весело, будешь с детками играть». А потом приходит разочарование: оказывается, там не только играют, а учатся, не всегда всё получается с первого раза, а повторять одно и то же не всегда весело и как результат – «скучно». Делаем вывод: настраиваемся сами и настраиваем ребёнка не на веселье и развлечение, а на интересное занятие, где можно многое узнать и многому научиться.
2. Кружок кружку рознь, и у педагогов бывают разные цели и задачи. Не всегда то, что представляется, соответствует действительности. Очень полезно вместе с ребёнком присутствовать на первом занятии, или даже на первых двух-трёх. Можно в качестве зрителей или с участием самого ребёнка – как предложит педагог. Так можно составить первое впечатление, почувствовать атмосферу коллектива и, возможно, расстаться с какими-то иллюзиями. А самое главное, понять – действительно ли это то, что хочется.
3. Нелишним будет напомнить и азбучную истину: выбирая для ребёнка кружок, необходимо руководствоваться прежде всего желанием самого ребёнка, а не своими родительскими амбициями и неисполненными детскими мечтами.
4. Ещё одна часто встречающаяся ошибка родителей, когда непоседу пытаются успокоить шахматами, а застенчивого ребёнка растормошить занятиями в цирковой студии. Неразумно идти вопреки природе ребёнка, и стремиться с помощью кружка её «перевоспитать». Всё равно не получится. Лучше выбрать такое занятие, ритм которого будет гармоничен внутреннему ритму ребёнка.
5. В любом случае стоит докопаться до причины желания бросить занятия. Часто бывает, что проблема легко решается: например, не стоит отказываться от интересных уроков танца только потому, что девочка, с которой поставили в пару, слишком сильно сжимает руку. Можно поговорить с девочкой или с педагогом, и вопрос будет решён. Такие истории чаще случаются с маленькими детьми.
А если всё-таки дело в ребёнке? Если ему элементарно лень заниматься чем угодно, к чему нужно прилагать какие-то усилия? Если он готов только к развлечениям и хочет исключительно «снимать сливки», не осознавая, что лёгкость и мастерство сами собой не приходят? Искать следующий кружок, надеясь, что что-то «зацепит» или заставлять ходить на занятия? Можно воспользоваться опытом одного папы. Его сын как раз был из таких вот «мотыльков», теряющих интерес к любому делу, как только пройдёт первая волна новизны. Когда сын пришёл в очередной раз и с энтузиазмом сообщил, что решил заниматься фотографией, папа спокойно спросил: на какое время ты это решил? Сын растерялся от такого вопроса. Тогда папа предложил такой вариант: сын ходит на занятия ровно два месяца. Только железно – безо всяких «не хочу», чтобы не случилось. А дальше пусть сам решает. Как и ожидалось, ребёнку это дело разонравилась буквально на следующее занятие. Но уговор дороже денег: мальчик продолжал ходить на занятия, а семья его поддерживала, отсчитывая дни до окончания положенного срока.
Нет, мальчик не увлёкся фотографией. Все домочадцы облегчённо вздохнули, когда два месяца прошли, и отпраздновали это событие. Но в ребёнке что-то изменилось, он стал другим. Научился преодолевать себя, прилагать усилия и находить в этом радость. Пусть чуть-чуть, самую капельку. Но ведь именно из маленьких капель состоит огромный океан!
Автор: Белоусова Юлия

Оцените статью
Не для галочки, а для друзей
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Лучше понять собственную природу и помочь определить свои сильные и слабые стороны. Вы узнаете какой генетически потенциал заложен в Вас и Ваших детях, это поможет добиться максимальных результатов в спорте и профессиональном развитии.

Рубрики: