15
мая

Низкая самооценка у ребенка — последствия

Рубрика: Позитивное воспитание     Комментарии: 0

низкая самооценкаКак помочь ребенку с низкой самооценкой?



«И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растёт» — считает Рабиндранат Тагор. Только стебелёк травы об этом даже не задумывается, чего он достоин, а чего нет, как не задумывается об этом всё в природе – и малое и большое. Он не оценивает себя, а растёт себе и растёт, выполняя своё предназначение. Наверное, проблемы с самооценкой свойственны лишь человеку. Видимо, такова плата за ум, за высокую способность анализировать, сравнивать, делать субъективные выводы, улучшать. Часто в ущерб чувству. Парадокс: в погоне за своей значительностью мы теряем собственную значимость. И начинается это смятение в жизни человека очень рано, до обидного рано. Низкая самооценка у ребёнка – это тема для серьёзного разговора и размышлений, а также повод для кропотливой работы. Потому что все нерешённые проблемы детства не исчезают никуда, они рюкзачком, тяжёлым или не очень, висят на плечах человека всю жизнь. Не лучше ли снять этот рюкзачок поскорее?
Самое интересное, что дети никогда не рождаются с низкой самооценкой. Они себя не оценивают, а просто живут, приспосабливаясь к миру или же пытаясь приспособить мир к себе. Оценивать и сравнивать начинают родители с «доброй» подачи нормативов – медицинских, педагогических и психологических. И тут же следом возникает эмоция – либо гордости и восхищения своим «продвинутым» чадом, либо досады на отстающего и страха за его будущее. Эмоция рождает действие, часто суетливое: скорее-скорее начинаем заниматься, развиваться, питаться и т.д. чтобы догнать, или наоборот – раз уж мы такие ранние, то заглянем-ка мы дальше в нормативы, что там пишут про более старший возраст? Чуть позже к сравнению и анализу малыша приступает общество — детский сад и школа. Иногда бестактностью и прямолинейностью взрослых и жестокостью сверстников довершают расшатанное равновесие. Если с обществом ничего не поделаешь и это вполне нормально, то дома, в семье вполне можно сделать «прививку» против низкой самооценки, которая как раз и поможет адекватно и с достоинством принимать неприятные царапины внешнего мира, а иногда и противостоять каким-то его проявлениям.

Низкая самооценка — штука опасная, особенно в детстве. Опаснее даже, чем завышенная, в этом-то случае жизнь неминуемо скорректирует процесс, правда, порой весьма болезненно. А недооценивая себя, не принимая самого себя, как единицу мироздания, маленький человек включает программу самоуничтожения. Которая медленно, но верно раскачивает баланс. Низкая самооценка — это почва для страхов всей видов и мастей, замкнутости, неспособности видеть хорошее в людях и в себе, неумения радоваться. Это зародыш зависти, ревности, озлобленности и уныния. В подростковом возрасте в самый неожиданный момент всё это может прорваться в такой шторм, что и обломки собрать будет непросто.

Ни в коем случае не хочу пугать, но на память приходит яркий пример из литературы — «Преступление и наказание». Тихий омут стал неуправляемым. А мотив помните? Доказать себе и всем, что «право имею», что я не «тварь дрожащая», а человек. Это, конечно, крайне болезненное проявление, вывороченное наизнанку и совершенно неадекватное, но в зерне, в основе всё та же проблема с самооценкой.

Что делать, если у ребёнка низкая самооценка? Работать над собой прежде всего родителям. «Истинное воспитание ребёнка – это воспитание самих себя», — Ш. Амонашвили. И это действительно так.

Учимся безусловной любви. Вроде бы всё понятно – принимаем и любим. Это не сложно, ведь речь идёт о родном ребёнке, о своей кровиночке. Но невелик шаг от безусловной любви к культу и попустительству, часто эти дорожки путаются. Безусловная любовь – родник питающий и дающий возможность и свободу расти и развиваться. Она не слепа, она способна направлять и останавливать, если нарушаются законы любви и нравственности. Безусловная любовь не раздражается, не досадует, не обижается.

У каждого из нас есть какие-то недостатки. Учимся сами (и тем самым учим детей) воспринимать их как бы со стороны: да, они (недостатки) мои, но они – не я. Они не прилипают ко мне намертво, всё можно изменить при желании.

Учимся видеть свою неповторимость и уникальность. Пусть есть миллионы людей с похожей внешностью и схожим характером, с такими же радостями и мечтами, проблемами и вопросами. Пусть многие из них талантливее в чём-то во сто крат. Но сочетание всех этих качеств, их пропорции – это уникально в каждом человеке, другого такого человека нет нигде! Это ли не чудо? А рядом с нами такие же неповторимые и уникальные люди.

Похвала. Хвалим своего ребёнка от души, а точнее – из души. Ищем и находим хорошее. Похвала должна рождать радость и доверие, быть стимулом для дальнейшего движения, а не точкой в каком-либо действии. Она должна быть искренней, в этом деле подвох чувствуется очень тонко и воспринимается очень остро. А чтобы похвала была не «понарошку», жизненные задачи у ребёнка должны быть по силам, но на потолке его сегодняшних возможностей. Конечно, не всегда есть возможность «фильтровать» эти самые задачи, иногда жизнь предлагает их совсем не по возрасту. Но это уже другая тема.

Когда-то давно попалось на глаза сравнение жизни с симфонией. Весь мир играет эту многоголосую оркестровую симфонию, а жизнь каждого существа – это нота. Короткая или длинная, тихая или пронзительная, высокая или низкая. Она нужна миру именно такая, какая она есть! И нет в этой симфонии ненужных или не важных нот. Казалось бы, попробуй услышать свой голос в этом Произведении – может быть, в этом и смысл жизни, и счастье?
Автор: Юлия Белка

Автор:    

Комментарии приветствуются

Обязательные поля помечены *

Поиск по сайту


Загрузка...

Все материалы на сайте являются авторскими. Перепечатка возможна только при наличии активной ссылки.